УТВЕРЖДАЮ:
Директор Государственного
учреждения образования
«СШ№1 им. С.И. Граховского г.п. Глуска»
______________ И.М. Маслов
|
Комплексная система мер,
направленная на пропаганду здорового питания
и формирование правильного пищевого поведения учащихся
в Государственном учреждении образования
«СШ№1 им. С.И. Граховского г.п. Глуска»
Глуск 2023
Пояснительная записка
Мы часто говорим: «В здоровом теле – здоровый дух». В школе значимым направлением в учебно-воспитательном процессе является воспитание здорового человека. Школьник – это бурно растущий и постоянно развивающийся организм. Для детей школьного возраста основополагающим фактором здоровья является питание. При составлении меню школьника следует в первую очередь позаботиться о достаточном содержании в нем белкового компонента – главного строительного материала для растущего детского организма. Правильно организованное рациональное питание в детском возрасте служит существенным оздоровительным фактором. Растёт число учеников с нарушениями зрения, заболеваниями органов пищеварения, с психоневрологическими отклонениями. Причины тому не только учебная нагрузка, неправильный режим дня, слабый медицинский контроль, но и плохое питание. В связи с этим организация питания во время пребывания учащихся в школе является одним из важных факторов профилактики заболеваний и поддерживания здоровья детей и подростков. Основная проблема современного человека — это неправильное питание, ведущее к нарушениям обмена веществ. Для реализации комплекса мер по организации питания учащихся в учреждении образования необходимо повышение качества, сбалансированности и доступности школьного питания. Рациональное питание обучающихся – это одно из условий создания здоровьесберегающей среды в школе. Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии. Важнейшим условием для поддержания здоровья, высокой работоспособности и выносливости человека является полноценное и правильное питание. Вопросы организации школьного питания в последние годы вызывают повышенный интерес. Основу предполагаемых подходов составляет внедрение новых схем питания школьников и использование современного высококачественного оборудования, позволяющего обеспечить питание школьников на уровне требований сегодняшнего дня. Состояние здоровья напрямую зависит от питания. Поэтому особое внимание уделяется вопросу организации правильного школьного питания. Питание должно быть сбалансированным, в течение дня ребенок должен получать необходимый для этого минимум пищевых и минеральных веществ. Если учесть, что большую часть времени дети проводят в школе, то и полноценно питаться они должны в школе.
Необходимость серьезно заниматься формированием культуры питания в системе общего среднего образования обусловлена рядом объективных причин:
- фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, следовательно, здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период;
- в этом же возрасте закладываются и основы здорового образа жизни, как система норм и правил, усваиваемых ребенком в специально проецируемой деятельности;
- школьный период в развитии наиболее сенситивен в формировании ключевых знаний об особенностях развития человеческого организма, о факторах и способах сохранения и развития здоровья.
С 1 сентября 2023 года ГУО «СШ№1 им. С.И. Граховского г.п. Глуска» перейдёт на новые принципы организации питания обучающихся. Главная задача перехода на новые принципы организации питания предоставление качественного, безопасного и сбалансированного питания с учетом вкусовых предпочтений самих обучающихся и их родителей (законных представителей).
Для этого Министерством образования Республики Беларусь разработан раздел на Интернет-сайте Министерства «Информационный сборник технологических карт блюд и изделий» (https://edu.gov.by/pitanie/), в который включены новые фирменные блюда, апробированные и нашедшие положительный отклик у детей при проведении эксперимента. С 01.09.2023 блюда из этого сборника будут включены в примерные двухнедельные рационы для обучающихся учреждений общего среднего образования области.
Министерством здравоохранения Республики Беларусь определено, что наиболее оптимальными приемами пищи для учащихся 1-4 классов школ будет горячий (второй) завтрак, обед, полдник. Учащиеся 5-11 классов будут начинать прием пищи позднее – с обеда и далее получать полдник, ужин. Количество приемов пищи зависит от времени пребывания в учреждении образования:
от 3,5 до 6 часов – одноразовое питание;
от 6 до 10 часов – двухразовое;
более 10 часов – трехразовое.
Чтобы еда нравилась всем школьникам, постановлением предусмотрена разработка дневного и на его основе примерного двухнедельного меню с учетом вкусовых предпочтений по результатам анкетирования родителей и учащихся.
Нормативное правовое обеспечение:
Кодекс Республики Беларусь об образовании;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь 19 апреля 2023 г. №265 Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2013 г. №317;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь 14 октября 2019 г. № 694 Об организации питания обучающихся;
Методические рекомендации по организации питания обучающихся в учреждениях образования в 2023/2024 учебном году;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь 15 декабря 2022 г. № 870 Об эксперименте по организации питания обучающихся;
Государственный школьный стандарт;
Методические рекомендации по разработке и реализации в учреждениях общего среднего образования Комплексной системы мер, направленной на пропаганду здорового питания и формирование правильного пищевого поведения учащихся.
ЦЕЛЬ: формирование у учащихся ценностного отношения к основам культуры питания.
ЗАДАЧИ:
- предоставить качественное, безопасное и сбалансированное питания с учетом вкусовых предпочтений самих обучающихся и их родителей (законных представителей).
- повысить уровень знаний обучающихся, педагогов и родителей в вопросах здорового питания, популяризировать и повышать привлекательность здорового школьного питания;
- формировать навыки правильного питания как составной части здорового образа жизни;
- освещать вопросы организации правильного питания перед педагогической и родительской общественностью.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
- улучшение состояния здоровья школьников по показателям заболевания, зависящим от качества питания;
- 100% охват питанием обучающихся;
- обеспечение благоприятных условий для организации режима дня для детей;
- сокращение количества отходов в школьной столовой.
- Организационно- информационное обеспечение
Основные мероприятия
|
Сроки
|
Исполнители
|
Изучение нормативных документов по гигиеническим требованиям к организации горячего питания детей и подростков.
|
Август, Сентябрь
|
Директор, ответственный за ведение документации по питанию
|
Совещание при директоре по вопросам организации и развития питания
|
Август
|
Директор
|
Организационное совещание –график дежурств и обязанности дежурного педагога и обучающихся в столовой
|
Сентябрь
|
Директор, зам директора по ВР
|
МО по вопросам, связанными с трудностями организации культуры питания;
- соблюдение санитарно-
гигиенических требований;
- профилактика инфекционных заболеваний
|
Декабрь
|
Руководитель МО классных руководителей, зам. директора по ВР
|
Осуществление ежедневного контроля работы столовой, качества приготавливаемой пищи, соблюдения санитарных норм и правил
|
В течение года
|
Директор, совет по питанию, бракеражная комиссия
|
Организация консультаций для классных руководителей, воспитателей
1 -11-х классов:
- «Культура поведения обучающихся во время приёма пищи, соблюдение санитарно-гигиенических требований»;
- «Формирование культуры здорового питания – залог сохранения здоровья».
|
В течение года
|
Заместитель директора по ВР, медсестра
|
Обобщение и распространение положительного опыта по вопросам организации питания
|
В течение года
|
Руководство учреждения
|
Размещение на сайте школы информации по теме формирования правильного пищевого поведения учащихся, а также актуальную нормативную правовую и другую
документацию, касающуюся вопросов организации питания.
|
В течение года
|
Заместитель директора по ВР, програмист
|
2.Работа по формированию навыков культуры питания,
пропаганде здорового образа жизни среди обучающихся
Основные мероприятия
|
Сроки
|
Исполнители
|
Неделя правильного питания (организация бесед, встреч, выставок, информационных стендов, подготовка памяток для родителей)
|
Ноябрь
|
Зам. директора по ВР, классные руководители
|
Проведение тематических мероприятий по формированию навыков культуры здорового питания
|
В течение года
|
Зам. директора по ВР, классные руководители
|
Проведение общешкольных мероприятий:
«Традиции Масленицы», «Здоровая семья, здоровый я», «Приятного аппетита»
|
В течение года
|
Зам. директора по ВР, классные руководители
|
Проведение конкурсов:
-конкурсы рисунков;
-конкурсы проектов;
-конкурсы коллажей;
-театральные постановки;
-традиции русской кухни;
-спортивные мероприятия
Проведение бесед, классных часов
на темы:
- «Азбука здорового питания. Режим питания. Правила поведения за столом»»;
- «Здоровое питание – здоровая
нация»;
- «Здоровое питание и распорядок
дня современного школьника»;
- «Здоровое питание – основа
здоровья»;
- «Как питаться правильно.
Обработка пищевых продуктов
перед употреблением. Правила
ухода за посудой»;
- «Я и мое здоровье. Пищевые
риски, продукты, опасные для
здоровья»;
- «Болезни, передаваемые через
пищу. Правила хранения
продуктов и готовых блюд»;
-«Секреты правильного питания»;
-«Я – то, что я ем!».
|
В течение года
|
Классные руководители
|
Выставка «В мире книг»
«Кулинарная книга здорового питания»
|
В течение года
|
библиотекарь
|
Формирование навыков здорового
питания на уроках по предметам
«Человек и мир», «Основы
Безопасности жизнедеятельности», «Физическая культура и здоровье», «Трудовое обучение» , «География». Приложение 1.
|
В течение года
|
Классные руководители, учителя предметники.
|
Встречи со специалистами учреждений здравоохранения
|
В течение года
|
Зам директора по ВР
|
Анкетирование обучающихся:
Школьное питание: качество и разнообразие обедов;
За что скажем поварам спасибо?
|
Октябрь
Февраль
Апрель
|
Зам. директора по ВР, кл. руководители
|
3. Работа с родителями
Основные мероприятия
|
Сроки
|
Исполнители
|
Проведение родительских собраний по темам:
- совместная работа семьи и учреждения образования по формированию навыков здорового образа жизни;
- профилактика желудочно-кишечных заболеваний, инфекционных, простудных заболеваний;
- итоги медицинских осмотров обучающихся
|
Октябрь
Май
|
Зам. директора по ВР
Кл. руководители
|
Проведение мастер-класса «Белорусская кухня» для учащихся, родителей и педагогов
|
Сентябрь
Апрель
|
Шеф-повар
|
Индивидуальные консультации медицинского работника
|
Раз в месяц
|
Медицинская сестра
|
Анкетирование родителей «Ваши предложения по развитию школьного питания»
|
Октябрь
Май
|
Зам. директора по ВР, классные руководители
|
4. Организация работы по улучшению материально-технической базы столовой
Основные мероприятия
|
Сроки
|
Ответственный
|
Эстетическое оформление зала столовой
|
Август
|
Директор, зам. директора по ХР.
|
Разработка новых блюд, их внедрение в систему питания
|
В течение года
|
Шеф-повар, технолог центра по обеспечению бюджетных организаций
|
Ремонт, техническое обслуживание кухонного оборудования
|
В течение года
|
Зам. директора по ХР., центр по обеспечению
|
Приложение 1.Примерное содержание тематических уроков по рациональному питанию.
Предмет
|
Содержание занятия
|
Биология
|
Основные компоненты пищи, их значение.
|
Физиология пищеварения, значение рационального питания для нормального функционирования желудочно-кишечного тракта
|
Жевание. Роль правильного измельчения пищи во рту для профилактики заболеваний желудочно-кишечного тракта.
|
Витамины. Микроэлементы. Их значение для организма человека.
|
География
|
Национальные кухни и блюда. Подход с точки зрения рационального питания
|
ИЗО
|
Рисунок «Мое меню»
|
Иностранный язык
|
Чтение, пересказ текста по рациональному питанию или проблемам со здоровьем, вызванным нерациональным питанием
|
История
|
Рассмотрение эпидемий голода, холеры и т.д. с позиции рационального питания, соблюдения мер гигиены
|
Классный час
|
Обсуждение вопросов рационального питания
|
Литература
|
Обсуждение меню персонажей литературного произведения (А.Пушкин «Евгений Онегин», А.Толстой «Война и мир», Н.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» и т.д.)
|
ОБЖ
|
Обсуждение продуктов питания, отрицательно влияющих на состояние здоровья
|
Обществоведение
|
Обсуждения проблемы питания в обществе
|
классный час
|
Ролевая игра «Суд над фаст-фудом»
|
Русский язык
|
Диктант, изложение или сочинение на тему рационального питания, компонентов пищи или заболеваний, связанных с питанием
|
Физика
|
Использование физических факторов (температура, измельчение и т.д.) для обработки пищи. Роль правильной обработки пищи (например, кипячения) для профилактики различных заболеваний.
|
Химия
|
Пищевые добавки и их отрицательное влияние на здоровье.
|
Белки, жиры, углеводы как компоненты пищи и их значение для организма
|
Черчение, информатика
|
Чертеж пирамиды рационального питания
|
раскрыть » / « свернуть